[Пятая газета №36-37 (184) 8 сентября 2020] Скачать 



«КРАСНАЯ АРМИЯ, НА ПОМОЩЬ!»

Фото: Прага, май, 1945 год

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой…
Михаил Ножкин

Казалось бы, война окончена, Берлин капитулировал, празднуй Победу и радуйся, что наконец-то самая кровопролитная война закончена и скоро домой, в родные места, и встречи с родными и любимыми… Ан, нет. Главари рейха, чуя свою агонию, тянули время, цепляясь за призрачные шансы даже в безнадёжной ситуации, чтобы не сдаться русским, а договориться с западными странами и как можно больше материальных ценностей и солдат с территорией передать им. Хотя был уже подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, советским войскам пришлось добивать гитлеровцев в Праге.
Чешские земли оказались в руках третьего рейха ещё до начала этой войны. Сперва в апреле 1938 года по настоянию Англии, Франции и Италии Чехословакия отказалась от Судет, а 29 сентября того же года в Мюнхене окончательно сдали страну Гитлеру, а он разделил её со своими тогдашними союзниками – Польшей и Венгрией. Руководство Чехословакии не сопротивлялось этому бандитскому разделу, добровольно приняв немецкое «покровительство», хотя имело очень сильную армию и мощные укрепления на границе с Германией. СССР был готов прийти на помощь Чехословакии вооружёнными силами, но его заявление осталось как бы незамеченным. Советские предложения не использовали для обуздания Гитлера, проявив полное равнодушие, будто Советского Союза вовсе и не существовало. И очень дорого впоследствии поплатились за это. А прими тогда предложение советского руководства, Вторую мировую войну можно было бы предотвратить, не было бы миллионных человеческих жертв, какие принесла последовавшая после Мюнхенского сговора война.
В своей книге «Майн кампф» Гитлер заявлял: «Внешняя политика может быть неразборчивой в средствах. В чём Германия нуждается – это в расширении своей территории в Европе. В целях своего расширения Германия должна обращать свои взоры к России и в особенности к Прибалтийским государствам. Никакой союз с Россией недопустим». Этим наиглавнейшим гитлеровским тезисом западные политики остались очень довольны. Поэтому Гитлера никто не останавливал, а сам он говорил: «Не думайте, что кто-либо на земле может отвратить меня от моих решений!..».
В марте 1939 года Гитлер ввёл войска в оставшуюся часть чешских земель, создав протекторат Богемия и Моравия. А Словакия стала германским сателлитом. Сопротивление оказала только рота капитана Павлика в городе Мистике, встретив немецких солдат ружейным огнём. Бой этот продолжался полчаса…
Таким образом, Чехия с хорошо развитой военной промышленностью стала надёжным тылом нацистской Германии и в течение шести лет изготовляла самое разное оружие, из которого убивали наших солдат и разрушали города и другие населённые пункты.
И вот фашистскому разбою приходил конец. Гитлер, чуя неизбежность своего поражения, 29 апреля 1945 года, прежде чем покончить собой, назначил своим преемником гросс-адмирала Карла Дёница. Новый фюрер Третьего рейха понимал, что его спасение – как можно скорее подписать мир на Западе и вывести своих солдат и материальные ценности с территорий, которые могли занять советские войска. Он всячески пытался предложить Западу свои услуги в качестве антикоммунистического форпоста. Вот поэтому и пытался затянуть агонию своего рейха. Но стоило ли удерживать ещё подвластные территории и как провести капитуляцию с пользой для себя?
В ставке нового фюрера решили немедленно сдаваться западным союзникам и сопротивляться до последней возможности против Красной Армии. После капитуляции Берлина 2 мая таково можно было оказывать только в Чехии и Австрии. Но в это время в Чехии готова была вспыхнуть революция, и Дёниц об этом знал. Последовал ряд переговоров с американцами о передаче территорий протектората и капитуляции войск.
Сдерживать наступление советских войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов было поручено восьми дивизиям генерал-фельдмаршала Шёрнера. Южный фланг прикрывал генерал-полковник Рендулич с полумиллионной группировкой солдат, а северное направление оставалось открытым. Обеспеченные всем необходимым, немцы рассчитывали продержаться в ходе беспрерывных боёв не менее трёх недель. Если бы это им удалось, Прагу заняли бы американцы, они уже собирались это сделать. Ведь нацисты рассчитывали, что те могут повернуть оружие против советских войск.
Но этого не случилось. Исход войны уже ни у кого не вызывал сомнений, потому-то чешские политики всерьёз задумывались о будущем своём и страны. Никому не хотелось после войны носить клеймо немецких пособников. И решили бороться. Каждый центр сопротивления в Праге действовал самостоятельно друг от друга. Комендатура «Бартош» связывала свои надежды с Англией и США, Чешский национальный совет ориентировался на СССР. Оба центра очень хотели реабилитироваться и завершить войну борцами с фашизмом. Препятствием были только находившиеся в Праге немецкие солдаты. Правда, их было здесь не так уж и много – около 10 тысяч солдат и не более 5 тысяч в пригороде. Но на их стороне была хорошая закалка в прошедших боях и достаточно разного оружия. Повстанцы опыта военных действий не имели, это было гражданское население, вооружённое револьверами и охотничьими ружьями. В противостоянии немцам повстанцы без посторонней помощи были обречены на неудачу.
Советские солдаты (войска 1-го Украинского фронта) в это время находились в районе Дрездена – в 150 км от Праги, они спешили к повстанцам на помощь, а американцы – в 80 км. Ещё ближе располагались власовцы – 1-я пехотная дивизия РОА под командованием бывшего полковника РККА Сергея Буняченко. Эта дивизия, насчитывающая около 18 тысяч вооружённых бойцов, в середине апреля 1945 года самовольно снялась с фронта и продвигалась на юго-запад сдаваться американцам. Дивизию попытался вернуть на фронт командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Шернер, но желающих выполнить его приказ не нашлось. Зато к власовцам 30 апреля пожаловали люди комендатуры «Бартош» и попросили присоединиться к ним, чтобы помочь в вооружённом восстании в Праге. Торг продолжался несколько дней. Власовцы вступили в союз с чехами, надеясь разбить гитлеровцев и захватить город, чтобы потом отдать его американцам и заодно сдаться в плен, обретя у американцев политическое убежище.
Подписав 5 мая с комендатурой «Бартош» документ «О совместной борьбе против фашизма и большевизма», власовцы рассчитывали спасти свои шкуры если не у американцев, то у чехов. Утром 6 мая части дивизии Буняченко вошли в Прагу. Казалось, теперь власовцы на коне, всё идёт по их плану. И вдруг обстановка в городе резко меняется для них в худшую сторону. Руководители Чешского национального совета, вставшие во главе восстания и ориентированные на Советский Союз, категорически отказались сотрудничать с власовцами, не желая пачкаться с предателями, и заявили, что они не признают договорённости с комендатурой «Бартош» и пусть солдаты дивизии РОА сдаются Красной Армии. Так власовская ставка на чехов оказалась проигрышной. Битой оказалась ставка и на американцев, которые их здесь не поддержали.
Как известно, к маю 1945 года страны-победительницы уже поделили Европу на зоны своего влияния и ответственности. Прага отводилась Советскому Союзу. Американцы, может быть, были бы и не против остаться в истории как освободители Праги, но они в город не пришли. Главнокомандующий объединённых англо-американских вооружённых сил в Европе Эйзенхауэр уже смотрел вперёд как политик, а не только как военный. Нарушать договорную линию Карловы Вары-Пльзень-Чёске-Будеёвице он категорически запретил. Убедившись в этом, огорчённые власовцы утратили всякий смысл своего участия в восстании и 7 мая покинули Прагу – ушли на запад Чехии сдаваться американцам. Так что вклад власовцев в освобождение чешской столицы был ничтожным. Да и что можно было ожидать от них, предавших сначала свою родину, потом сменивших хозяев на новых, думая, что американцы дадут им крышу над головой и спасут от советского правосудия. Увы! Расчёты их рухнули, как карточный домик, рассыпавшись в прах.
А тем временем к Праге спешили советские войска 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов (под командованием И.С. Конева, Р.Я. Малиновского и А.С. Ерёменко). Восставшие пражане их ждали с большим нетерпением, ведь в городе продолжали хозяйничать немцы. Радио повстанцев, отбивающихся почти без оружия, не переставая передавало призыв: «Руда армада, на помощь! (Красная армия, на помощь!)». Продвижение к Праге для наших солдат было тяжёлым испытанием. Гитлеровцы всюду оказывали нашим красноармейцам яростное сопротивление, пытаясь сдержать их наступление любой ценой. Только все их потуги и усилия не могли сдержать советских воинов. Под взрывы бомб и снарядов они, ломая хребет врагу, неудержимо шли вперёд на помощь чешским повстанцам. Труднейшей была дорога через крутые каменистые, заросшие лесом, Рудные горы. Однако преодолев все препятствия, в ночь на 9 мая гвардейские 3-я и 4-я танковые армии 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева, совершили 80-километровый бросок. На рассвете их передовые части с ходу ворвались в Прагу. За ними вступили и другие наши передовые части, а также механизированные соединения 2-го и 4-го Украинских фронтов. Восставшие пражане радостно встречали пришедших им на помощь красноармейцев. 9 мая столица Чехословакии была полностью освобождена от гитлеровцев.
10 мая советские войска продолжили наступление и к концу дня окружили чехословацкие группировки противника. Только несколько дивизий из группы армий «Австрия» прорвались и сдались американцам. 11 мая капитулировали последние окружённые красноармейцами немецкие части. В плену оказалось около 860 тысяч немецких солдат и офицеров. А 12 мая в руки советской разведки попал и бывший генерал-лейтенант Советской армии Андрей Власов, который в середине лета 1942 года сдался в плен гитлеровцам; сделал это он сознательно, якобы хотел бороться против большевизма. К концу войны Власов понимал, что вермахт обречён. Участвовать вместе с Буняченко в поддержке Пражского восстания напрочь отказался. И пытался отдаться союзникам или осесть в нейтральной Швейцарии. Его обнаружили среди колонны американских солдат, прикрываемым для маскировки одеялом. В руках советских спецслужб оказался не просто генерал-предатель, а матёрый главарь зарубежного антисоветского движения, планирующего свержение власти в СССР. 15 мая он уже был в Москве вместе с ещё 11 сообщниками, составляющими руководящую верхушку РОА и КОНР. За измену Родине все были осуждены к смертной казни через повешение. Получили то, что заслужили.
Войдя в Прагу, маршал Конев назначил коменданта и отдал распоряжение кормить всех желающих пражан прямо на улицах из солдатских котлов, наши чудо-повара старались вовсю, чтобы не было ни одного голодного. А в это время на улицах Праги цвела сирень, чешский народ восторженно встречал своих освободителей советских солдат благоухающими букетами, выражая глубочайшую благодарность за своё спасение и избавление от гитлеровского ярма. Об этом незабываемом событии рассказывают фотодокументы, нашим недругам и чешским политикам разного масштаба стоило бы в них почаще заглядывать, а не нести всякую чепуху и говорить, что Прагу освободили власовцы, которые болтались всё это время где-то вокруг да около с мыслью о спасении своей шкуры. Опровергая этот бред, напомним, что потери дивизии Буняченко убитыми и ранеными составляли несколько сотен. Красная же Армия при освобождении Праги и её окрестностей потеряла 12 тысяч солдат и офицеров. А всего в боях за освобождение Чехословакии пало 144 тысячи советских воинов. Цена, как видим, этой последней победы над немецким фашизмом очень велика. Красноармейцы сражались за Чехословакию словно за свою Родину.
Так кто же освободил Прагу? На Ольшанском кладбище похоронены 437 советских солдат и офицеров. Даты смерти – начиная с 9 мая 1945 г., вплоть до июля и августа. Это красноармейцы, умершие от ран в пражском военном госпитале уже после Победы. Они и есть настоящие витязи-освободители Праги. Если бы Красная Армия победоносно не прошла по городам и весям в сражениях с гитлеризмом и не помогла пражанам в борьбе с немцами, то чехи никакого восстания и не подняли бы, так бы и господствовали здесь немцы.
«Советские воины, – как свидетельствовал командир Чехословацкого корпуса генерал Людвиг Свобода (в 1968-1975 годах – президент ЧССР), – сражались за Чехословакию так, как сражались они за Москву, за Сталинград, за советские города и сёла. Мы никогда не забудем этого, и наш народ будет вечно признателен своим освободителям за бескорыстную братскую помощь». Увы, генерал ошибся…
В Праге ныне перепутали правду со злом, не признают своих освободителей – Красную Армию, снесли памятник маршалу Коневу – почётному гражданину чехословацкой столицы, который был поставлен в Праге как дань уважения и в благодарность своему освободителю. Его вклад в освобождение никем не ставился под сомнение. А фальсификаторам истории и нашей Победы не угоден. И эта подлая и грязная возня с памятниками советским воинам идёт и в других странах Европы, за которые сложили головы наши солдаты, освобождая их от фашистского гнёта.
В этом ничего удивительного нет. Чёрная неблагодарность началась после ухода Советского Союза, когда мы сами стали бросать камни в свой огород, российская власть стала сносить памятники и увековечивать кого угодно, только не достойных светлой памяти. Появились доморощенные российские разоблачители, льющие помои-сказания на истинных героев и советское наследие. И власть этих лжеговорунов не пресекает, в отношении сноса советских памятников, в том числе маршалу Коневу, лишь пролепетало что-то невнятное и робкое, даже не заслуживающего внимание. Где же консолидация российского общества? Как проявляется национальная идея – «патриотизм»? Нам выставляют ругательные плакатики: «Россия – враг и оккупант, убирайся вон!», и мы это проглатываем и ещё оправдываться начинаем на самом высоком уровне, теряя свои достоинство и честь. Выходит, тебя бьют по щеке, а ты подставляешь другую. Это же позор, когда о наших выдающихся командирах и полководцах, сломавших хребет фашизму, разные подонки и мерзавцы с государственной радиостанции «Эхо Москвы» и телеканала «Дождь» говорят как о «мясниках», льют на победителей разную чушь и грязь, оскорбляют их, но клевета этих власовцев и им подобных остаётся безнаказанной. Загаживай и засоряй зловоньем эфир за бюджетные денежки! Зарплаты у этой гнили большие, Газпром не жалеет народных средств. Отравляй сознание молодого поколения, которое мало что знает о нашей великой Победе над фашистской Германией и её сателлитах. И героев своих мало знает, впитывая гнусь быковых, навальных, ходорковских, гордонов… Немцы убивали мирное население, угоняли в плен, морили голодом, а мерзавцы их славят и возводят в герои. Вольготно живётся у нас всякой дряни и преступникам, которым предоставляет эфир «Эхо Москвы». И этой вольнице способствует власть, не предпринимая против клеветников должных мер, тем самым роя себе могилу. Нельзя же отдавать мерзавцам для клеветы свою площадку. Власть это давно должна бы уразуметь и действовать в интересах подлинной независимости государства от подобных фальсификаторов, коим нет числа, живущих по лжи и оплёвывающих Россию. А надо ставить клеветников и русофобов на то место, на котором они должны находиться и близко не подпускать к СМИ, чтобы не распускали у нас бандеровскую идеологию, нацистский дух и ненависть к нашей стране.
Россия несла и несёт народам только свободу. Она славна своими выдающимися сыновьями и дочерьми во всём мире. И памятники им ставили по заслугам. А ныне памятники этим выдающимся людям сносят…
Способна ли наша власть и народ защитить свою память? Или так и будем молчать и вести себя как обыватели, позволяя недругам сносить советские монументы, затушёвывать и уничтожать дорогие советские страницы летописей нашей Родины.

Николай Офитов

Администрация
Автор: Администрация

Нет

Добавить комментарий