[Пятая газета №34 (182) 25 августа 2020] Скачать



КАК ИСААК КАЛИНА ДЛЯ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТАРАЛСЯ,
или КАК НАШИХ ДЕТЕЙ В СОЛЁНЫЕ ОГУРЦЫ ПРЕВРАЩАЛИ

Когда человек уходит с должности, принято подводить итоги его работы. Особенно если это такой человек, который умудрился за 10 лет полного и безраздельного пребывания на царстве не оставить камня на камне от целого города школ. Московского главу департамента образования Исаака Калину сняли с должности со страховкой: назначив его советником Собянина. А значит еще некоторое время СМИ поприжмут язык, оценивая фатальные рекорды калинобесия.

Ведь раньше как было? Выбираешь школу для ребенка по сарафанному радио. Тут вроде учат хорошо, но муштра, тут – музыкальный профиль и весело, а в эту школу ходить не надо точно. Из нескольких школ района всегда можно было найти по своему вкусу (и кошельку). Если близко к дому школы не было, пожалуйста – записывайся в другую, только придётся ездить. Я знаю, о чём говорю: мой старшенький учился в четырёх школах: англо-китайской, обычной, частной, и опять обычной. Все были хорошие, кроме одной.

Тут наступает время учиться дочке, и мы по прежней схеме: сюда не хочу, сюда хочу. Слухи уже ходили тревожные – мол, эту школу объединили, и эту. Слово “объединили” звучало как приговор. Но наша, самая обычная школа, прямо порадовала: бесплатная музыкалка, вменяемый директор, позитивные учителя. Дети ходят по школе и поют. Два года отучились прекрасно, с удовольствием.

Но тут какой-то хищнице со связями наша школа приглянулась. Директора, которая тридцать лет формировала и пестовала замечательный коллектив, быстренько сместили, школу возглавила классическая чинуша, а по всем углам расцвёл квасной патриотизм. Но музыкалку пока не трогали, хотя и объявили, что вскоре она станет платной. Это потом мы узнали, что надо было радоваться и этому. Потому что в прошлом году нас тоже “объединили” в сеть.

Её возглавила директор другой школы, которая сделала вот что: всех “наших” учителей поставила перед угрозой непродления контракта. Как думаете, хорошо ли преподают математику и русский учителя, которые трепещут в страхе перед увольнением?

Я бы не стала писать о своей частной незадаче, если бы вся эта история не была отражением ситуации во всех московских школах. Только сейчас, после увольнения Калины, я узнала, что главным смыслом его концепции, одобренной Собяниным, было уничтожение системы Лужкова, когда школы делились на “простые” и “элитные”. Вот что сказал на этот счет Калина на круглом столе в МК:

«Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Знаете байку про джинна? Когда он сидел в своем кувшине первые сто лет, обещал спасителю всё, что тот пожелает. На вторые сто лет решил облагодетельствовать того всего лишь дворцом и богатством. А когда спустя ещё сто лет некто таки разбил кувшин, джинн сказал: “Где тебя носило? Да пошёл ты, дядя!”. Это называется истечение периода ожидания.

Ухода Калины с должности ждали все – работники бывших РОНО, которых задрючили образовательными стандартами, учителя, родители. Сколько было петиций с призывами “Калину в сад!”. Вот что пишет Дарья Митина, проработавшая под руководством Калины два года:

«Исаак Иосифович был тогда руководителем Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки, а я возглавляла нормативно-правовой отдел в составе этого департамента. Каждый понедельник сотрудники департамента ехали на работу на ватных ногах с корвалолом в сумке: по понедельникам собирались знаменитые планёрки, после которых этот корвалол многим мог понадобиться.
Калина редко устраивал нагоняи тет-а-тет, он любил издеваться над людьми публично, а планёрки для этого подходили как нельзя лучше.
Когда я увольнялась из министерства, из 65 штатных единиц в департаменте Калины заняты были 32 – укомплектовать подразделение полностью было задачей нереальной, ибо слух о его руководителе разнёсся далеко за пределы Министерства».

В результате деятельности Калины “по оптимизации образования” с 2012 года 1572 школы Москвы превратились в 750 “образовательных холдинга”. При этом в содержание образования Калина никогда не вникал, всё, что можно, перепоручая другим ведомствам. Сам же он занялся оргвопросами и принципами финансирования школ, сосредоточив невиданную прежде власть в руках директоров и бухгалтеров и низведя учителей до позиции вечно трясущихся за копейку пешек, которые ни на что не влияют и не могут ничего сказать.

«Калина ввёл сложную, донельзя бюрократизированную систему критериев и показателей, влияющих на итоговую зарплату педагога, что, с одной стороны, удесятерило количество контролёров, проверяющих, сотрудников надзорных органов, членов аттестационных комиссий, а с другой стороны, дало невиданные прежде возможности школьному бухгалтеру определять принципы начисления выплат». (Дарья Митина).

Зарплаты директоров школ возросли до космических масштабов в 350-500 тысяч рублей, а доходы учителей стали сильно зависеть от того, как они отчитаются и спляшут перед директором.

Как мамаша-обыватель, могу сказать, что этих несчастливых робких людей, сверяющих каждый свой шаг с компьютерными предписаниями, трудно назвать учителями, носителями знаний. Им хочется посочувствовать, но ни знаний, ни воспитания детей от них ждать не будешь.

С электронными системами тоже всё не так приятно, как хотелось бы. Говорят, что именно из-за провала удалённого обучения уволили Калину: вся показуха затрещала по швам, когда дело дошло до проведения уроков онлайн. Оказалось, что учителя, которых выдрессировали нажимать на кнопки, теряются и не умеют вести уроки, когда дети сидят в своих компьютерах. Связь плохая. Дети недисциплинированны.

В общем, всё очень плохо. Но может быть и хуже: так как преемник Калины Александр Молотков вообще не имеет отношения к образованию. Он финансист и эффективный менеджер, которому от Калины достался утоптанный и замощенный плиткой плац, на котором ничего не произрастает. Период ожидания чуда от ухода Калины истёк.

Какие же выводы делаю я для себя?

Школа как социум тоже стремительно утрачивает своё значение. Если в младших и старших классах детишки мотивированы на учёбу (по разным причинам), то средняя школа – это просто провальное место, куда дети ходят «потусить» в тиктоке, ну и немножко посмотреть друг на друга. Есть отдельные дети-молодцы и родители-активисты. Они участвуют в олимпиадах и копят баллы на будущее. Я же прихожу к выводу, что тратить время в школе эффективно, значит – учить языки, повышать эрудицию ребёнка, не проседать по спорту – самостоятельно, или вне школы. На школу надежды нет никакой. И хорошо, если к её окончанию у нас останутся хоть какие-то надежды на высшее образование.

Администрация
Автор: Администрация

Нет

Добавить комментарий