[Пятая газета №25 (174) 23 июня 2020] Скачать номер



О ПРЕДСТОЯЩЕМ «ОБНУЛЕНИИ» КОНСТИТУЦИИ

Откуда «общероссийское голосование»?

1 июня 2020 года на сайте Центральной избирательной комиссии России опубликована информация о совещании, которое с участием председателя ЦИК и членов рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. провёл замещающий должность президента Российской Федерации Путин. Он же, как сообщается,

«принял решение о проведении общероссийского голосования 1 июля 2020 года».

Э. Памфилова, замещающая должность председателя ЦИК, информировала собравшихся о том, что на голосовании

«будут обеспечены открытость, прозрачность, достоверность и легитимность волеизъявления граждан».

Но именно легитимность, то есть, в переводе с латинского legitimus, законность волеизъявления участников гражданского сообщества России, вызывает сомнения в части открытости, прозрачности и достоверности подготавливаемого мероприятия. В данном случае гражданам предложено голосование, которое действующим законодательством не предусмотрено. Предложение выглядит так, будто в России нет и не было Конституции и законов и её надлежит принять как бы заново. Одновременно отсутствует и проект новой Конституции: голосовать предложено за поправки. Но поправки, согласно главе 9-й Конституции, принимаются федеральным и региональными парламентами и без участия граждан. На основании и в развитие положений главы 9 Конституции Госдумой принят ещё один федеральный закон, №33-ФЗ от 4 марта 1998 г. под названием «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Автор идеи с голосованием, как и проекта закона с противоположным Конституции содержанием, – действующий президент. Неизвестно, из какой части Конституции или закона он почерпнул «общероссийское голосование». Президент, согласно части 2 статьи 80 Конституции РФ, «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Президент, являясь гарантом Конституции, не только не имеет права принимать решения, не соответствующие Конституции и федеральным законам, но также и предлагать принятие таких решений федеральным и региональным органам представительной власти, другим органам власти.

«Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации,

– сказано в части 1 статьи 15 Конституции, –

не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

К сожалению, закон о поправках в Конституцию, принятый Федеральным собранием 12 марта 2020 г. и одобренный региональными законодательными собраниями, допускает проведение голосования за те же поправки всего населения России вопреки порядку принятия поправок, установленного в действующей Конституции.

Государство, его органы, включая и их должностных лиц, согласно Конституции, гарантируют равенство прав и свобод граждан, осуществление ими своих конституционных прав. В случае их нарушения

«государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», –

утверждает часть 1 статьи 45 Конституции. Таким образом, не только президент, но и каждый госорган и каждый государственный чиновник является гарантом прав и свобод граждан. Почему же тогда парламенты разных уровней не возразили президенту, что действующая Конституция, согласно части 2 статьи 3 Конституции, предусматривает только два вида волеизъявления народа: референдум и свободные выборы, и что нет в ней никакого общероссийского голосования?!

Как известно, Конституция излагает основы государственного устройства и положение в нём основных носителей государственной власти. Главным таким носителем в Конституции РФ является многонациональный народ. Народ не пишет свою Конституцию: её пишут его отдельные представители. Народ лишь голосует за неё. Этот документ становится актом правового самосознания народа как носителя высшей, суверенной власти. За Конституцию народ голосует только один раз. Новое голосование производится в форме референдума в связи с принятием Конституционным собранием новой Конституции. Данное положение закреплено в главе 9 действующей Конституции. Именуемый «гарантом Конституции» президент и другие гаранты в лице органов государственной представительной власти явочным порядком проводят третий, непредусмотренный Конституцией вид волеизъявления народа в форме общероссийского голосования. Юридическая сила такого голосования, по Конституции, равна нулю. Автор предложения и его последователи об этом не могут не знать. Им необходимо в срочном порядке принять закон об общероссийском голосовании. Этого не происходит. Поэтому с сожалением приходится констатировать, что в России законом для государства и народа является не Конституция, а речи президента.

Парламенты имели право принять поправки в Конституцию. Но, приняв закон о поправках и объединив его с неустановленной в Конституции формой волеизъявления народа, они по существу отказались нести ответственность за принятые ими же поправки и решили фактически переложить эту ответственность на народ. Действие парламентов неконституционно, оно подрывает их авторитет и авторитет действующей Конституции.

Суверенитет: всё ли в порядке?

На совещании у президента Элла Памфилова упомянула об открытости и достоверности предстоящего общероссийского голосования. Здесь нельзя обойти молчанием поправку в Конституцию о защите суверенитета.

Понятие «суверенитет» содержится в статьях 3 и 4 действующей Конституции. Систематическое истолкование понятия допускает, с нашей точки зрения, определение суверенитета как высшей государственной власти, принадлежащей многонациональному народу Российской Федерации. В статье 10 Конституции читаем:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Отсюда вытекает, что только народ, являясь единственным источником государственной власти, с учётом утверждённого им в Конституции принципа разделения и самостоятельности государственных властей, вправе и должен самостоятельно формировать все три ветви государственной власти путём свободных выборов. Таким образом, избранию подлежат не только президент как высший орган исполнительной власти и представители народа в парламенте, но и судьи, по меньшей мере, судьи низовых судов, рассматривающие подавляющее большинство судебных дел.

Такой порядок в отношении избрания судей в народные суды существовал в СССР. В период так называемой перестройки эту функцию передали целиком органам представительной власти. В настоящее время судей назначает президент. Поправки предлагают передать эту функцию от него органам представительной власти. То есть конституционный принцип разделения и самостоятельности властей будет по-прежнему нарушен, а право народа на высшую государственную власть (суверенитет) ограничено.

Вводимая поправкой защита суверенитета предполагает сохранение целостности и полноты суверенитета, что невозможно без обеспечения права народа на избрание судей. Согласно последним данным службы спецсвязи и информации Федеральной службы охраны, опубликованным на сайте издания «Ведомости» 25.05.2020 г., «заметно увеличилась доля респондентов, не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% в 2017 г. до 73,8% в 2020 г. Примечательно, что не доверяют судебным органам также 57,7% опрошенных экспертов».

Другие нарушения

Предложенная действующим президентом идея общероссийского голосования за его же поправки в текст нынешней Конституции предполагает, что гражданское сообщество обсудит их и внесёт по ним свои предложения. Для этого, надо полагать, должны быть сформированы специальные органы гражданского общества. Однако никакого обсуждения поправок гражданским обществом не происходило. Протестные акции были запрещены под благовидным предлогом борьбы с эпидемией. Как мы уже знаем, эпидемия не помешала назначить голосование за поправки в условиях всё той же продолжающейся эпидемии. Поэтому прозрачность процедуры составления поправок и голосования за них на так называемом общероссийском голосовании необходимо поставить под сомнение.

На официальном сайте Государственной думы в виде приложения к проекту закона о поправке к Конституции России «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» опубликована и пояснительная записка. В ней

«предлагается усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации»,

для чего президент страны должен направлять в данный орган принятые Федеральным собранием проекты законов до их подписания президентом для проверки их конституционности.

Первый шаг такой «проверки» Конституционным судом уже сделан на примере вышеназванного закона. Конституционный суд дал заключение президенту о том, что положения Закона «О совершенствовании регулирования…» соответствуют главам 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Тем самым данный орган одобрил содержащиеся в Законе прямые нарушения положений Конституции, а именно: о введении в оборот третьей, не предусмотренной Конституцией формы народного волеизъявления в виде общероссийского голосования (нарушена часть 2 статьи 3 главы 1 Конституции РФ), и о порядке принятия органами представительной власти и вступлении в силу поправок в Конституцию после проверки их конституционности Конституционным судом (1) и общероссийским голосованием (2) (нарушена статья 136 главы 9 Конституции). Тот же суд оставил без внимания допущенное Федеральным Собранием превышение своих полномочий по изменению установленного Конституцией порядка принятия поправок и пересмотра установленных Конституцией форм осуществления народом государственной власти (нарушена часть 1 статьи 135 9-й главы Конституции).

Суверен в роли контролёра

Допустив названные нарушения Конституции, Федеральное Собрание, законодательные органы регионов и Конституционный суд по существу «обнулили» старую Конституцию и создали новую. В этой новой Конституции народ как носитель суверенной власти негласно наделяется функцией некоего «народного контроля» за органами представительной власти наряду с Конституционным судом. То есть одновременно осуществляется двойной контроль. При этом вместо референдума предлагается беспороговое голосование, что принижает значение народа как единственного источника государственной власти. Народу предложено проголосовать не за новую Конституцию, не за закон, а за часть путинского закона – только 1-ю статью проекта федерального закона «О совершенствовании регулирования…». Вопрос для голосования в указе президента от 17 марта 2020 г. и 1 июня 2020 г. так и сформулирован:

«вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?».

Такое отношение президента и других госорганов к носителю суверенной власти по существу делает его из высшей власти в государстве контролёром за действиями госорганов, когда инициатива принятия закона исходит от чиновников, а народу предложено одобрить её. Таким образом народ из суверена превращается в зависимое от чиновников лицо, а чиновники занимают место единственного источника государственной власти.

В основу Закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», как видим, положена маниакальная идея контроля, не имеющая ничего общего ни с Конституцией, ни с демократией, ни с законностью. Названный закон построен буквально задом наперёд. В нём всего три статьи. Первая статья основная, это поправки. Вторая – общенародное голосование. Третья – контроль Конституционного суда. После голосования парламентов за Закон в силу вступила только 3 статья о контроле Конституционного суда. После его контроля в силу вступила статья 2 об общенародном голосовании. И только после этого простого голосования, при наличии большинства голосов пришедших на него граждан, в силу вступит 1-я статья, то есть сами поправки.

Согласно статистике, собранной ВЦИОМом, 93% российских избирателей знают или слышали о голосовании и 61% из них готов проголосовать в поддержку изменений в Конституцию. Избирателям не говорят о том, что на голосовании им будет предложено использовать не принадлежащие им средства осуществления своей суверенной власти – референдум или свободные выборы, а то, что Конституцией не предусмотрено, то есть не обязательное для них как граждан и носителей суверенной государственной власти голосование, порог явки на которое не установлен.

Когда-то Александр Блок так описал положение рабочих фабрики, обманутых её владельцами:

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Конечно, предлагаемое правительством общероссийское голосование за часть проекта федерального закона, назначенное на 1 июля 2020 г., это не блоковская «Фабрика». Но в положении упомянутых выше персонажей есть что-то общее.

Государство, его органы являются юридическим лицом. На них, как и на физических лиц – граждан, распространяются положения действующего законодательства об источнике гражданских прав и обязанностей. На основании подпункта 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, и из актов государственных органов. Например, из проекта закона «О совершенствовании регулирования…». Но законом установлены пределы осуществления гражданских прав. Так, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

«Добровольность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются» (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

«Обнуление» президентских сроков

В связи с этим нельзя не упомянуть о так называемом «обнулении» президентских сроков. У действующего президента нынешний его срок пятый, а полный – четвёртый. Он же, как мы помним, инициатор внесения поправок в Конституцию, хотя в более ранние годы своего президентства он категорически возражал против внесения изменений в Конституцию страны.

И вот в части 3 статьи 81 Конституции, определяющей, сколько президентских сроков может иметь одно лицо, действующий президент в своём проекте-законе «О совершенствовании регулирования…» опускает одно единственное слово. Было: «не более двух сроков подряд». Стало: «не более двух сроков». Казалось бы, зачем? «Ларчик» открылся, когда в Госдуме начали обсуждать нововведение. Был сделан вывод о том, что новая редакция позволяет не учитывать предыдущих президентских сроков действующего президента «и не исключает для него возможность занимать должность Президента» ещё два срока. Итого сроков может оказаться семь, а полных шесть.

Формально всё правильно. Но помимо своей формы, закон имеет и содержание, которое важнее формы. Отношения, формируемые в проекте поправок в Конституцию, открывают для инициатора этих поправок возможность ВТРОЕ увеличить срок пребывания на президентской должности. Мало того, такая возможность для него НАПРЯМУЮ внесена в текст поправок. Можно ли назвать добросовестным поведение лица, которому приготовлена тройная порция президентской власти, а также других лиц, принимавших поправки, судите сами.

ВЦИОМ в своих данных от 26 мая 2020 г. сообщает об относительно низкой поддержке в населении данной новеллы. В её поддержку высказались 56% опрошенных, 36% воздержались. По другим поправкам одобрение составляет 75, 81, 93 процента. Итоги опроса напечатаны в спецвыпуске газеты «Комсомольская правда» за июнь 2020 г.

Выводы. Президент предложил голосование, которого нет в действующей Конституции. Органы государственной законодательной власти это предложение «одобрили» и даже включили в закон о поправках. Составной частью любого голосования является свободное обсуждение вопросов, кандидатур, выдвигаемых на голосование голосующими, внесение ими своих предложений, исправлений. Однако общероссийского обсуждения поправок перед предстоящим общероссийским голосованием не происходило и не планируется. Граждане лишены всей полноты информации о поправках, достигаемой в ходе свободной дискуссии, поиска информации и с учётом всех имеющихся мнений по данному вопросу.

Михаил Малинин

Администрация
Автор: Администрация

Нет

Добавить комментарий